В ноябре этого года Александр Петрович Шувалов отпраздновал 80-летие. Среди его гостей можно было увидеть не только ближайших родственников, друзей, знакомых, но и коллег по цеху — именинник многие годы руководит группой писателей нашего города.
13-летним подростком А. Шувалов под впечатлением от прочитанных поэм М. Лермонтова написал первое в своей жизни стихотворное произведение в том же жанре, что и у классика, и тоже на кавказскую тему, хотя сам никогда на Кавказе не был. С тех пор из-под его пера вышло много творений — как стихотворных, так и прозаических. Шувалов принят в Союз писателей Российской Федерации и уже давно сам наставляет начинающих творцов.
Последние месяцы часть его времени отнимают дела издательские, ведь есть задумка к 55-летию нашего города выпустить третий сборник-альманах “Литературный Новочебоксарск”.
— Сейчас как раз идет работа над ним, — рассказывает Александр Петрович. — Мы обговаривали, каким он будет, и сделаем его лучше, богаче, объемнее и наряднее предыдущих. Если в первом сборнике 12 авторов, во втором — 16, то в третьем, надеемся, будет еще больше, так как есть желание в альманах включить произведения поэтов и писателей, недавно ушедших из жизни, например, Владимира Арапова, Юрия Коркина. Вопрос только в том, где взять средства.
— Издадите за свой счет?
— Да, тираж полностью оплатим сами. Список авторов пока не утвержден. Чем больше их войдет в сборник, тем меньше каждому придется платить. Выбор произведений — на усмотрение автора, принимаются стихи и рассказы и на чувашском языке.
— Наверное, несложно подобрать авторский коллектив, ведь сегодня чуть ли не каждый третий считает себя поэтом.
— Пишущих достаточно, а истинных поэтов немного. Недавно был вынужден пойти разбираться в одно СМИ, которое начало публиковать очень слабые стихотворения. Говорю: “Вы же позорите русскую поэзию”. А мне: “Это любительские стихи”. Но любительские — это те, что пишутся в альбом, читаются для друзей, знакомых... Когда они появляются в печати, уже не любительские, потому что становятся доступны разным людям с различным уровнем образования. После моего посещения стихи печатать прекратили.
— И при всем этом сегодня любой может издать свое творение и всерьез считать себя поэтом-писателем...
— Да, деньги решают все. В советское время, я больше чем уверен, не было бы наших сборников “Литературный Новочебоксарск”, и никто бы их не выпускал. Тогда за изданную книгу платили гонорары. Сегодня платишь ты, и напечатают все, что бы ни написал. Содержание и качество никого не интересуют. Лишь единственная моя книга “Через тернии к свету” прошла через экспертный совет.
В массе своей самиздатовские стихи и проза очень слабые. Об этом все знают, в том числе в Союзе писателей России, шумят, но ничего не делают. Жизнь сама отберет лучшее.
— При группе новочебоксарских писателей много лет существует Новочебоксарское литературное объединение “Крылья”. Помните, как все начиналось?
— Новочебоксарское литобъединение (НЛО) возникло очень давно, еще при газете “Путь к коммунизму”. Его организовала журналист Людмила Смагина. В НЛО входили Александр Тимошин, Наталия Никитина, Николай Разумов, Людмила Исаева.
Я тогда работал в тресте № 4 и вначале ничего не знал о “Крыльях”. Подключился уже потом. Своего помещения мы не имели, собирались то в ДК “Химик”, то в шахматном клубе, то в здании администрации. Это было очень неудобно, и постепенно деятельность клуба как бы затихла.
И вот года три-четыре тому назад Александр Тимошин решил возобновить его работу. Приютила нас библиотека им. С.Маршака, и мы один раз в месяц, в последнее воскресенье, там собираемся. Приходят все, кто желает. Очень часто — пожилые люди. Просто послушать стихи, потому что в клубе каждый читает то, что написано за месяц.
— Начинающему поэту-писателю могут как-то в НЛО помочь?
— Ну конечно! Разумеется, не деньгами. Есть такой в городе молодой человек Дима Ильин. Он пришел домой ко мне, принес стихи. Я прочитал, в каждом сделал пометки, что где надо исправить. Мы с ним встретились, побеседовали. Дима ушел и три месяца не появлялся. А потом принес совершенно новые стихи, уже обдуманные, более интересные.
— Как вы сами пришли к писательству?
— Творческое начало в моей жизни всегда присутствовало. Большинство начинает писать еще со школьной скамьи, особенно, когда влюбится. Многие и в Новочебоксарске складывают стихи. Недавно прошел городской конкурс молодых поэтов. На нем выявили, например, Юлю Тургеневу, которая заняла первое место. Но школьники начинают писать, а потом бросают. У некоторых тяга к сочинительству остается на всю жизнь, у меня тоже.
В шестом классе, помню, организовал рукописный журнал “Дружба”. Собрал 7-8 ребят, некоторые из них писали стихи, прозу, был у нас и художник. Пять или шесть номеров выпустили. Два года каждый вечер собирались в “штабе”, выпускали журнал, читали книги, даже “Тихий Дон”, занимались военной подготовкой. Об этом прознали работники жилищной конторы и разгромили наше пристанище, чтобы мы не устроили пожар. Смешно сейчас, но тогда было интересно. До сих пор храню несколько тетрадей со своим детским творчеством.
Когда учился в техникуме и позже, переписывался с нижегородскими писателями. На Севере печатался в районной газете. А когда приехал сюда в 1962 году, устроился в трест № 4. В это время здесь появилась многотиражная газета “Знамя труда”. Все рабочие ее получали, и почти в каждом номере выходили мои стихи и поэма “Крутые горы”.
А потом вызвали меня в горком партии: надо было открыть в городе “Окна РОСТа”. Огромные сатирические плакаты вывешивались на остановках, на щитах. Художник Михайлов из СУ-43 изображал на листе какое-либо негативное явление, а я писал короткие стихи. “Окна” выходили очень долго, до тех пор, пока меня однажды не побили. Кто-то, кого назвали пьяницей, не сдержался. И постепенно “Окна” сошли на нет.
Когда появилась газета “Путь к коммунизму”, стал печатать стихи там, а потом перешел на прозу.
— Вас признали, приняли в свой круг профессиональные писатели в 1999 году...
— Да, сначала я стал членом Союза писателей Чувашии после выпуска моей первой книги, а через два года меня приняли в Союз писателей России.
— Писательство идет от внутренней потребности что-то сказать людям?
— Изначально у меня не было цели стать писателем. А потом втянулся, появилось много идей, а теперь есть мечта закончить задуманное. Только что вышли книги “Через тернии к свету” и “Ильин день”.
Хочу написать для детей книгу о зачарованном мире по легендам и сказаниям народов мира. Одна глава “Гномы” уже закончена. Дальше рассказ пойдет об эльфах, кикиморах, волшебных животных, птицах и прочих персонажах сказок.
И у меня давно начаты мемуары “В обнимку с судьбой”. Они по жанру ближе к “Детским годам Багрова-внука” Аксакова. Это книга без конца. Почему к ней пришел? Как-то подумал: “Какая у нас худая память, штопать ее и штопать”. Вот я знаю имена моих дедушек по отцу-матери, а их отчества уже нет. Что за память такая?! Мои воспоминания, может, дети, внуки, правнуки продолжат. Через сто лет откроют и посмотрят на нас, как на живых.
Сейчас заканчиваю роман “Дорога к солнцу” об Александре Македонском.
— О нем и так много написано...
— Больше исследовательских книг издано, а художественные есть ли в нашей стране? Моя адресована юным читателям. Готовясь к ее написанию, я рылся в архивах, библиотеках, прочитал множество книг. Повествование начинается с шестилетнего возраста полководца и заканчивается его смертью. Писал два года, осталось работы еще на месяц.
— Трудитесь без отпусков?
— Пишу каждый день. Многие, с кем работал в тресте, уже давно на пенсии, и все жалуются на скуку, апатию, что некуда приложить руки, нет стимула. А для меня стимул — писательство, скучать и унывать некогда.
Очень часто приглашают на встречи в библиотеки, к школьникам, в Центр социального обслуживания населения. Никогда не отказываюсь, не чураюсь никакого общения. Куда зовут, туда и хожу, потому что люблю свое дело, увлечен им, это мое. И, конечно, то, что выходит из-под пера, должно быть достоянием всех.
На последнем собрании членов Союза писателей один из приглашенных на него ученых сказал: “Если в выпущенной поэтом книжечке есть хотя бы одно-два достойных стихотворения, книга уже имеет право на жизнь”. Евгений Евтушенко, не нуждающийся в представлении, говорит: “От половины своего творчества я сегодня легко мог бы отказаться”. Так что надо творить, творить и творить.
Из Творчества
Я не был принят журавлиной стаей,
Курлыча, стая мимо проплыла,
За горизонтом клин ее растаял,
Она не мне назначена была.
Стою один я на опушке леса,
И сердце обволакивает грусть,
Что, может, в стае мне не будет места
И в поднебесье я не поднимусь.
Скажите, люди, вещими устами,
Какой мне надо подвиг совершить,
Чтоб в синем небе, в журавлиной стае
Хоть малый промежуток заслужить.
Автор статьи: Светлана Исаева, ИД "Грани"
http://www.grani21.ru/