Аутизм характеризуется нарушением способности к общению и познаванию окружающего мира
Основные признаки детского аутизма:
- Невозможность устанавливать отношения с окружающими людьми (инкапсуляция).
2. Расстройства речи (отсутствие речи, стереотипно повторяющиеся слова и фразы)
3. Расстройства двигательных навыков (стереотипные движения, импульсивность, наличие ритуальных действий).
4. Нарушение эмоциональной сферы –(преобладание выраженной тревоги при попытках изменить сложившийся порядок жизни, игры, расположение предметов в комнате, времени и места прогулки, приема пищи, выбора одежды)
5. Неспособность играть в сюжетные игры (игра ребенка-аутиста имеет характер стереотипных действий)
Первые признаки аутизма:
К 6 месяцам не улыбается и вообще не выражает радость мимикой;
К 9 месяцам не имитирует звуки и выражения лица;
К 12 месяцам не лопочет и не выговаривает звуки, похожие на слова; не жестикулирует;
К 16 месяцам не говорит ни одного слова;
К 24 месяцам не произносит фразы из двух слов и более.
Аутизм необходимо диагностировать и начинать лечить до 3 лет.
Диагностикой аутизма занимается врач-психиатр:
г. Чебоксары, ул. Пирогова, 6. тел. регистратуры 42 14 10
г. Новочебоксарск, ул. Пионерская, 27, тел. регистратуры 74 24 07
в районах республики – кабинеты врачей-психиатров, находящихся в Центральных районных больницах (поликлиниках)
Основная задача родителей - вовремя направить ребенка к специалисту – детскому врачу психиатру.
Лечение ребенка-аутиста является комплексной задачей различных специалистов. Основными методами лечения являются:
- Медикаментозный (подбор лекарственной терапии для стимуляции развития клеток головного мозга, купирование тревоги, страха, агрессии)
- Логопедические занятия (развитие слухового внимания, постановка звуков, их автоматизация, дыхательные, голосовые упражнения)
- Психотерапия (побуждение к деятельности, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного кoмплекca, преодоление тревожности и страха)
- Психологическая коррекция (вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения).
- Немедикаментозное воздействие: (мануальная терапия, электростимуляция, остеопатия, иппотерапия, дельфинотерапия)
Важнейшим фактором для дальнейшего благоприятного функционирования ребенка является уровень его интеллектуального и речевого развития в возрасте 5-6 лет.